воскресенье, 4 августа 2013 г.

Покупаете изделие из меха? 4 случая защиты прав


В преддверии зимы многие покупают изделия из меха – шапки, шубы, дубленки. Однако встречаются недобросовестные продавцы, которые идут на обман, подсовывая вместо одного меха другой, или продают изделие с изъяном. Иногда дефект обнаруживается при внимательном рассмотрении только дома или он «вылезает» со временем.


В таких делах покупатель всегда прав. Потому как он платит деньги и имеет право требовать качество. Жалуйтесь, судитесь. Но заранее берегите чеки. Предлагаем вашему вниманию несколько случаев из практики Красноярской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Ваше Право».

1. Норка не по ГОСТу

Покупатель Купила норковую шубу 20 дней назад, хочу вернуть, т.к. не устраивают швы на мездре (частично не прошиты, оставлены дырочки, либо застрочен мех в швы), еще у шубы слабый неприятный запах. Могу я требовать возврата денег, т.к. в магазине ничего «лучшего» мне предложить не могут?

Юрист Если в товаре имеется недостаток, то вы вправе требовать возврата за него денежных средств. Данное требование подлежит удовлетворению в течение 10 дней. Необходимо обратиться к продавцу с претензией.

Согласно п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей» в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) свои требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Например, жительница города Канска отсудила более 70 тыс. рублей за норковую шубу. В процессе носки на рукаве и на бортах изделия мех вытерся, образовались плешины. Покупательница направила в магазин претензию о возврате уплаченной за товар суммы, претензия в тот же день была получена собственницей магазина под роспись.

Потребитель инициировал две экспертизы качества приобретенного товара и выяснилось, что изделие изготовлено из меха, не соответствующего требованиям ГОСТа.

Суд пришел к выводу, что товар был продан ненадлежащего качества. Канский городской суд постановил расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с предпринимательницы 90 % уплаченной по договору суммы, с учетом дефектов эксплуатационного характера, образовавшихся в период носки шубы за 6 месяцев, что составило 55,6 тыс. рублей. Также суд взыскал неустойку за просрочку выполнения требований 9,9 тыс. рублей, компенсацию морального вреда 2,5 тыс. рублей и расходы на экспертизу 5,1 тыс. рублей.

Еще один пример. Бабушка купила для внучки у индивидуального предпринимателя полупальто из натурального меха норки по цене 70 000 руб. В процессе эксплуатации у полупальто были обнаружены дефекты. На претензию внучки продавец не ответил. По заявке внучки была проведена товароведческая экспертиза. Суд обязал продавца выплатить сумму покупки (70 000 руб.), неустойку (15 000 руб.), компенсацию морального вреда (5 000 руб.), судебные расходы (12 000 руб.). 

Неустойка может быть предусмотрена только в том случае, если вы предъявили требование об устранении недостатков, или о замене товара, или о возврате денег за некачественный товар. Для каждого из этих требований предусмотрен срок исполнения: для замены - 7 дней, ремонта - не более 45 дней, для возврата денег - 10 дней. Вот в случае, если эти сроки будут продавцом нарушены, вы вправе требовать неустойку за нарушение срока удовлетворения данного требования, которая составляет 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки в соответствии со ст. 23, 24 закона о защите прав потребителей».

2. Не сезон, или Две недели на примерку

Покупатель Купила шубу норковую в начале октября и только сейчас (в середине ноября), еще раз померив и рассмотрев размерный ярлык, поняла - она мне однозначно мала. Могу ли я вернуть шубу, ведь сезон начинается только с декабря?

Юрист Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Сделать это можно в течение 14 дней, не считая дня его покупки (ст. 25 закона о защите прав потребителей).

К сожалению, закон не содержит исключений для сезонных товаров. Единственная рекомендация в таких случаях - обратиться к продавцу товара, который, возможно, пойдет вам на встречу.

3. Дубленка в кредит

Покупатель Приобретена дубленка в кредит. Внесли предоплату, но, придя домой поняла, что вещь разонравилась. Срок в 14 дней не истек. Могу ли я обменять товар или вернуть деньги? Что легче - вернуть кредит через магазин или быстро оплатить кредит самому и с бумагами о закрытии кредита прийти в магазин для получения денег?

Юрист Покупатель имеет право обменять товар в течение 14 дней с момента покупки. В случае если на день обращения, товар подходящего размера, цвета и т.д. отсутствует, то продавец обязан вернуть деньги в течение 3-х дней.

В случае возврата товара, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного кредита ко дню возврата товара, а также возмещается плата за предоставление кредита, если таковая была.

4.  Бобр превращается в кролика

Покупатель Купила в начале ноября шубу, как мне сказали, из бобра, но теперь обнаружили что это кролик, что мне делать?

Юрист В таком случае необходимо подготовить письменную претензию, в которой указать, что вы отказываетесь от исполнения договора купли-продажи и требуете возврата уплаченной за товар суммы.

Аналогичный случай произошел в 2010 г. в Свердловске, жительница которого приобрела шубу из меха бобра. В связи со значительным износом меха рукавов и пояса, она обратилась в экспертное учреждение с заявлением о проверке качества и вида меха. Согласно справке эксперта, при вспарывании подклада шубы установлено, что приобретенная шуба изготовлена из меха кролика, по качеству изделие не соответствует ГОСТу на меховые изделия.

Намерения приобретать шубу из меха кролика у женщины не было и она обратилась с претензией в магазин, в которой потребовала возвратить ей денежные средства, уплаченные за шубу, и указала, что ни товарный, ни кассовый чеки у нее не сохранились. Продавец приняла претензию, но отказалась расписываться в ее получении.

Через пару дней покупательница позвонила в магазин и поинтересовалась, принято ли решение по ее претензии, на что ей пояснили, что денежные средства ей не возвратят, поскольку в указанный период в магазине шубы из меха бобра не продавались, и истцом была приобретена шуба из меха кролика, в связи с чем не имеется оснований для возврата ей денежных средств.

Хотя товарный и кассовый чеки у покупательницы не сохранились, подтвердить факт приобретения шубы из меха бобра в магазине могут свидетели (в соответствии с п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей, ст. 493 Гражданского кодекса РФ). Было подано исковое заявление в суд. Истец полагал, что приобретение шубы из другого вида меха, более низкого по качеству и не соответствующего ГОСТу является существенным недостатком товара.

В итоге исковые требования потребителя были удовлетворены частично. В его пользу взыскана с ответчика денежная сумма за шубу, неустойка, денежная компенсация за причинение морального вреда, судебные расходы по оплате услуг представителя, а также взыскан с ответчика в доход муниципального образования штраф, расходы по оплате госпошлины.







 

Комментариев нет:

Отправить комментарий